Отличия Китайского и Японского садов

Довольно сложно сравнивать два стиля сада, относящихся к одному направлению Восточных садов, тем более что начало этих стилей положил Китайский сад. Именно с древнего Китайского сада началось становление Японского, который за сотни лет приобрёл свою индивидуальность и сформировал собственную философию. Осложняет задачу то, что и Китайский и Японский сады видоизменялись в зависимости от эпохи правления династий. Более того, каждый из этих садов можно разделить на 4 основные категории:

  1. Императорские сады

  2. Частные сады

  3. Религиозные сады (сады при храмах и монастырях)

  4. Городские сады и парки

Каждая из этих категорий имеет свои подкатегории. Например, частные японские сады условно подразделяются на 3 вида:

  • хозяйственные (предназначены для хозяйственных нужд);

  • эстетические (несут эстетическую функцию, предназначены для созерцания и медитации);

  • церемониальные (служат для проведения традиционных церемоний, например, чайных).

Понятно, что сравнивать частный Японский сад с Императорским Китайским совершенно некорректно. Но всё же есть ключевые элементы, зная которые можно отличить Японский сад от Китайского.

Китайский сад Японский сад
Планировка сада

Центральное место отводится водоёмам, архитектурные сооружения тяготеют к периферии сада.

Присутствуют элементы осевой симметрии. Особенно ярко это выражено в Императорских садах, где симметрично возведенные здания вписаны в ландшафт, а у различных входов зеркально расположены деревья или архитектурные элементы.

Интересно что императорский сад не предназначался для отдыха, он должен был направлять мысли императора на дела управления государством.

Сад состоит из целого комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами.

И для Китая и для Японии характерна имитация реально существующих ландшафтов.

Водоём всегда занимает центральное положение, построек меньше чем в Китайском саду, но они также располагаются у периферии.

С 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты японского сада:

  • исчезает осевая симметрия;
  • копируются не китайские а японские пейзажи;
  • появляются первые чайные сады;
  • пейзажные группы формируются с учётом движения посетителя.

Посетитель и сад из статичного отношения переходят в динамичное. Прослеживается китайская идея пространственного разделения сада, однако используется более лёгкий и дешёвый материал (бамбук).

Японский сад более однороден, несмотря на садовые изгороди и калитки.

Китайский сад Японский сад
Архитектура зданий

Архитектура играет почти ключевую роль. Китайский сад содержит гораздо большее количество архитектурных элементов, нежели Японский сад. Отличительной особенностью является форма крыш зданий – она словно вздёрнута вверх.

Основной материал, из которого возводились изящные здания – дерево. По сравнению с каменными постройками деревянные быстрее возводились, были более сейсмоустойчивы и дольше сохраняли тепло.

В Японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам.

Для японских павильонов и зданий характерны раздвижные двери и окна. Примечательна более низкая высота зданий по сравнению с Китайскими.

Вообще для Японских архитектурных элементов характерно использование дешевых материалов. Например до эпохи правления Эдо (1603-1867 г.г.) Японские павильоны зачастую имели травяную крышу.

Китайский сад Японский сад
Характерные элементы сада

- «Лунный» мост – мост полукруглой формы, который вместе со своим отражением образует круг. А круг в Китае символизирует небо

- Парковые павильоны и беседки с «вздёрнутыми» к верху крышами

- Искусственные гроты

- Смотровая площадка с перспективой на сад (символично приближает зрителя к облакам, олицетворяющим вечность)

- «Зелёная комната» - маленький сад внутри сада, из «окон» которой можно наблюдать виды «большого» сада

- Сад чайных церемоний

- Сад камней

- Сад мхов

- Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни – острова

- Таблички с афоризмами императоров и древних философов - устанавливаются над входами в павильоны

Китайский сад Японский сад
МАФ – малые архитектурные формы

- Крытая галерея – необходимый атрибут китайского сада. Окна этой галереи часто делались в виде рисунка веера, цветка сливы и плода персика. Они служили рамками для открывающихся из галереи видов

- Природные камни причудливой формы - относятся к малой архитектуре

- Популярны скульптурные изображения животных, обитающих в Китае, таких как:

  • черепаха
  • журавль
  • павлин
  • слон
  • лягушка
  • цикада и тд.

Помимо реально существующих в Китае животных изображались и мифологические животные:

  • слон
  • лягушка

А так же животные, никогда не обитавшие в Китае, – лев и верблюд

Малые архитектурные формы (МАФ) в традиционном японском саду миниатюрны. Наиболее часто встречаемые из них:

- Каменные и металлические фонари

- Цукубай - каменная чаша с родниковой водой для чайных церемоний, также используемая для омовения рук

- Пагоды - каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм

- Зигзагообразные деревянные мосты

- Шиши-одоши – аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей

Китайский сад Японский сад
Камни

Легче всего отличить Китайский сад от японского, посмотрев на камни. В Китайском саду они всегда имеют сложную форму, причём особенно ценятся камни по внешнему виду напоминающие животных, иероглифы или мифических персонажей. Были случаи, когда на целый год провинция освобождалась от налогов за найденный камень причудливой формы.

Интересно и расположение камней, в зависимости от формы камень могут поставить вертикально на постамент, как скульптуру.

По своей природе это в основном серо-голубой известняк, порой встречается гранит.

«Камни – это кости сада, так как растения приходят и уходят, в то время как камни продолжают раскрывать структуру и форму пространства».

Исаму Ногучи

Это изречение японского архитектора и мастера, как никакое другое, характеризует роль и место камня в Японском саду. Здесь, как правило, демонстрируется простая форма камня, которая подразумевает нечто сложное.

Магматические породы используются для имитации гор (базальт, андезит и тд.), а осадочными породами оформляют водные сцены.

Китайский сад Японский сад
Вода

Для Китайского сада характерно обильное использование водных сцен. Многие известные сады формировались на берегах естественных озёр.

Вода в саду расширяет и углубляет пространство удваивая количество элементов в саду за счёт отражения.

Водоёму или озеру отводится центральное место в саду.

Присутствие воды в натуральном или символичном виде обязательно. Если нет возможности размещения элемента с натуральной водой, то широко применятся сухой пейзаж. Это методика для символичного изображения воды, где гравий и песок, символизируют водную гладь, а глыбы камней обозначают острова.

Так же как и в Китайском саду – воде отводится центральное месторасположение.

Статья подготовлена на основе материалов:

  1. Ландшафтная архитектура: История стилей / Е.С. Ожегова; под ред. Д.О. Швидковского. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009г.

  2. Автореферат «Проблемы формирования и становления восточноазиатских западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая, Японии и Великобритании)» / Голосова Елена Владимировна, Москва – 2011г.

  3. http://semi.miyazaki-mu.ac.jp

  4. http://zhidao.baidu.com