Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы. А. Дюма.
Десять лет спустя, часть V, глава XL.
О ком и о чем пишет здесь знаменитый французский романист? "Король" - это юный Людовик XIV, один из самых замечательных королей Франции, названный "Король-солнце". Фуке - его министр финансов, имевший неосторожность превзойти роскошью своего "волшебного приюта" любой из королевских дворцов Европы своего времени. Сам приют, носящий название "Во-ле-Виконт", - это замок с невиданными доселе садами, раскинувшимися примерно в 50 км от Парижа, близ городка Фонтенбло (название "Во-ле-Виконт" мне объяснить не удалось: даже во французском посольстве в Москве долго совещались, искали, но единственным ответом было: "Ну, Во есть Во, как у вас Тверь или Москва"). Наконец, время, когда возник Во (так сокращенно называют дворец или парк), - XVII век, один из самых интересных периодов в истории Франции и всей Европы. Это век мушкетеров и дворцовых интриг, романтики, изящного барокко и строгого классицизма.
Век, подаривший миру немало известных писателей, поэтов, музыкантов, ученых, художников и зодчих.
Фуке построил свой Во-ле-Виконт в 1656 году. Ревность Людовика к тому, что Фуке построил резиденцию, достойную только короля, была столь велика, что послужила основным поводом смещения и ареста могущественного министра. Он так и закончил свои дни пожизненным заключенным в маленькой крепости Пиньероль. А авторам Во было приказано немедленно начать строить для короля такие дворец и сады, которые затмили бы все, что было и будет когда-нибудь построено. Так возник Версаль, действительно величайший и великолепнейший садово-парковый и дворцовый ансамбль Европы. И вряд ли кто-то и когда-то превзойдет его. Но нельзя забывать, что в основе Версаля все же лежали замок и сады Во-ле-Виконта.
Исторические парки Европы часто делят на "итальянские", "французские" и "английские". В гористой Италии традиционными были геометрически распланированные сады на террасах с искусственными водоемами, каскадами и фонтанами. Французы, используя итальянский и собственный опыт средневековых садов, создали "французский" сад: он симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. Рельеф здесь выражен слабо, но его небольшие перепады неизменно используются для сооружения водных затей, декоративных лестниц и балюстрад. Строгая геометрия плана французского сада сочетается с сочной и изысканной, несколько гривуазной скульптурой, обильно украшающей все уголки парка. В стилистическом отношении французские парки принадлежат барокко, пышному и торжественному направлению искусства и архитектуры, достигшему высокого расцвета в Европе в XVII и отчасти XVIII веке. "Английские" сады в отличие от итальянских и французских не имеют геометризированных "регулярных" планов. В своих композициях они как бы следуют
Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции. В Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны. Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.
Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек. Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра - Большой канал, идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси. Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом.
Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам. Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера. Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий.
Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства. Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры.
Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера. По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня. Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску". В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке.
Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу.
Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания. Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт.
Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры. Однако судьба самого ансамбля оказалась непростой. В том виде, в каком его построили, он просуществовал всего несколько лет. Арестовав Фуке в 1661 году, король распорядился вывезти все лучшее, что было во дворце и парке, - гобелены, мебель, посуду, скульптуру в Лувр и Версаль. Переходя от одного владельца к другому, меняя в связи с этим имя: Во, Во-Вилар, Во-Праслен, замок и парк утратили былую роскошь и величие. В 1875 году владелец замка Шуазель Праслен вообще решил сломать здания и продать участки под сады, которые он хотел разбить на месте парка. Только по счастливой случайности об этом узнал знаток и любитель искусства богатейший сахарозаводчик Франции Альфред Сомье. Он купил Во, и его семья восстановила один из выдающихся шедевров искусства и ландшафтной архитектуры страны. В 1965 году Во-ле-Виконт вместе с лесопарком получил статус государственного заповедника.
Ожегов С.С.
“История ландшафтной архитектуры”
Архитектура-С. Москва. 2003